Последние комментарии

• Оzzи О О
    чей это заказ , что так часто и много пишут о виноделии , в магазинах продают импортный виноград по немалой цене , по...Виноделы средней полосы – не фантастика
  • просто Мария ...........
    У меня так-же много деревьев,ягоды,цветы,правда клубники много и немножко земли под огурцы и помидоры.20 соток наших мучений
  • Luba
    Мы давно так делаем, оставили только плодовые деревья и все минимум работы20 соток наших мучений

Лечение бактериального ожога современными методами

Геннадий Распопов Боровичи

Прошло пять лет, как я написал первую статью о лечении бактериального ожога груш антибиотиками. Но эта болезнь распространяется по всему миру со страшной скоростью и захватывает территорию нашей страны все дальше: с юга на север, с запада на восток.

Почернела груша

Почему лекарства от этой болезни не работают?

Раньше в садах использовали препараты меди, а теперь – чисто химические фунгициды, убивающие полезные грибы. Тридцать лет назад эрвиния не приживалась на дереве, медь, обычная бордоская жидкость блокировала ее размножение, и симбионтные растению грибы и бактерии, которых было больше, ее тоже уничтожали.

Сейчас все чаще возникают молниеносные формы болезни, садовод опаздывает с лечением, ведь когда эрвиния проникла под кору в камбий, когда во всех сосудах миллиарды бурно делящихся бактерий эрвинии, убить ее невозможно. Яда не хватит.

Гибель плодов

В новых условиях нам надо знать слабые места этой бактерии и бить по ней в этот момент.

Эрвиния пришла из США

В узком смысле тяжелые формы бактериального ожога вызывает только один агент — бактерия Erwinia amylovora, притом не наша местная, а завезенная из теплых районов США и именно оттуда распространившаяся по всему миру.

Только она, если уж прижилась в саду, вызывает почернение и усыхание не отдельных веточек или листиков, а «почернение» и гибель деревьев на огромных территориях, только она имеет особые гены для этого, и этих генов нет у местных эрвиний.

Гибель яблок

В широком смысле «бактериальный ожог» в садах России был и до прихода эрвинии-«американки». В местах поражения яблонь и груш еще 50 лет назад бактериологические исследования находили бактерию, отличную от Erwinia amylovora, хотя и очень похожую, у нее не было генов, определяющих высокую патогенность.

Американка работает вместе с местной псевдомоной и грибами

В настоящее время в садах, где свирепствует типичный бактериальный ожог, при посевах выделяются несколько патогенных бактерий. Это и типичная «американка», а вместе с ней – местная слабопатогенная эрвиния и местная очень патогенная Pseudomonas syringae. То есть несколько разных бактерий встречаются вместе в пораженном очаге — старые из прошлого века и новые.

Кроме этого, в садах, где находили единичные симптомы бактериального ожога, часто обнаруживались очаги с плодами, покрытыми пятнами отмершей ткани c концентрическими кольцами конидиального спороношения. Это работа возбудителя плодовой гнили семечковых — гриба Monilia fructigena.

Начало усыхания

На листьях, побегах и плодах растений были отмечены симптомы поражения возбудителем парши яблони грибом Venturia inaequalis в виде бархатистых оливково-оранжевых пятен.

Для садоводов я специально акцентирую на этом внимание. Если вы видите в своем саду единичный очаг поражения растений, похожий на бактериальные ожог, это, скорее всего, беспредельничают местные бактерии на ослабленных плохой экологией растениях, а эрвиния, если она проникла, ведет себя вначале тихо.

А вот если в соседних больших садах вы видите массовые усыхания груш и яблонь с признаками бактериального ожога, помните: скоро иностранная бактерия придет к вам, покажет себя во всей красе, и надо срочно принимать меры.

Первые симптомы бактериального ожога

Первые симптомы, которые подскажут вам, что у вас в саду настоящий бактериальный ожог, следующие:

Крючок
«Крючок»

На своих растениях вы обнаружите изогнутые в виде крючка усохшие молодые побеги, молочно-белый, буреющий на воздухе экссудат.

Экссудат

На побегах и цветоножках – усохшие цветки и мумифицированные плоды. Но помните: некоторые возбудители болезней растений также способны вызывать выделение экссудата. Однако при поражении бактериями E. amylovora, в отличие от возбудителя бактериального рака Pseudomanas syringae, выделяется мутный, а не прозрачный экссудат. Кроме того, древесина, пораженная бактериальным раком плодовых, становится черного, а не рыжего цвета, как при поражении эрвинией.

Мумия
«Мумия»

Обязательно загляните в соседние молодые сады, именно в молодых садах на растениях можно раньше всего обнаружить типичные симптомы поражения патогенными бактериями E. amylovora: молочно-белый экссудат, буреющий на воздухе; усыхающие в виде пастушьего посоха побеги, а также мумифицированные плоды.

Почему грибы и бактерии работают вместе

Ученые в последние годы пересмотрели свое отношение к грибковым заболеваниям плодовых, как к заболеваниям, вызванным конкретными грибами.

Если вы в своем саду увидели ветки, поражённые цитоспорозом, помните: цитоспороз вызывает гриб Cytospora leucostoma, C.cincta. Но вначале в морозобоины, в трещины коры попадает бактерия, затем присоединяется гриб, и далее идет совместное развитие грибков с бактерией Pseudomonas syringae van Hall. как единый патологический процесс.

Начало

То же самое вы видите при монилиозе и бактериальном некрозе косточковых. Вначале на пестик попадает бактерия, затем присоединяется гриб монилии, и мы видим усыхающие цветоножки. Лечить такие грибные болезни чистыми фунгицидами, например известными препаратами Скор и Хорус, – значит не получить эффекта. Единый процесс, вызываемый совместно бактерией и грибом, надо лечить фунгицидами на основе меди или цинка, а еще лучше – препаратами типа Фитолавин (антибиотик бактерицидного и фунгицидного действия).

Вернемся к американской эрвинии. Да, дело в том, что иностранная гостья никогда не попадает в стерильный сад. Место всегда занято. Пищевой ресурс занят местными бактериями, работающими совместно с грибами. Они паразиты, и чтобы эрвинии выжить, надо стать суперпаразитом и не только завоевать пищевую нишу, но вступить с местными паразитами в симбиоз, обменяться генами и, по очереди используя свои ферменты, добивать здоровое растение, блокируя его иммунитет, пожирать растение и снаружи, и изнутри.

Поражение камбия

Псевдомона паразитирует снаружи, эрвиния – в соке, в сосудах, всегда в камбиальном слое, между корой и древесиной, и только когда эти бактерии совместно погубят ткани дерева, затем грибы начинают доедать уже мертвые ткани.

Пять особенностей размножения эрвинии

Постепенно продвигаясь с запада на восток, с юга на север, эрвиния меняет свои гены и ферменты, приспосабливаясь к местному климату и местным конкурентам-паразитам. Но основные, ключевые способы своего существование она не меняет. И только познав эти способы, определив пять основных «ключиков», садовод может ее победить.

Посох
«Посох»

Американка быстро размножается только при температуре выше +20 °C и молниеносно увеличивает свою численность при температуре +25 °C и выше. И любит высокую влажность. Надо садоводу такую погоду не прозевать, смотреть на прогноз и усилить обработку сада.

1. Притворяться тихоней – это первое свойство эрвинии

Случайно попадая в сад, эрвиния ведет себя тихо, находит трещину в коре или на носике короеда проникает в сосуды, медленно накапливает численность. Главная ее задача — не погибнуть зимой. Хотя в первые зимы она погибает на 90%.

Трещина

Задача весной — размножиться с началом сокодвижения и просочиться наружу. Если садовод прозевал в своем саду первые капли молочно-белого цвета — всё, через пару лет гибель саду обеспечена. Эти сладкие капли обязательно поедят мухи, пчелы, осы, цикадки, медяницы, листоблошки, клопы и другие любители нектара. Через неделю другую от появление этих первых капель начнется массовое цветение сада. Одна капля содержит миллион бактерий. Значит, мухи и пчелы могут заразить миллион пестиков.

2. Второй главнейший секрет эрвинии – быстро размножаться на пестике

Из миллиона сделать миллион миллионов бактерий всего за неделю. Очень быстро. И эрвиния на это способна.

Усыхание

Ученые обнаружили, что на пестике, в сладкой слизи, во влажных условиях, если температура выше +20 °C, эрвиния делится каждые 20 минут, ее численность нарастает в геометрической прогрессии. И за несколько дней из одной капли гноя, просочившегося из единственной трещины, в саду на площади в 1 сотку вырастает 1 000 000 000 000 бактерий эрвинии. Злых, голодных, агрессивных.

3. Третий секрет эрвинии – она имеет ген «содружественности»

Как только эрвиния образует большую колонию на пестике или в сосудах растений, включается этот ген, и эрвиния перестает вести себя тихо, начинает не только усиленно размножаться, но с помощью жгутиков быстро двигаться по сосудам. Затем включаются еще два гена, ответственные за выработку токсинов. Один токсин вызывает некроз тканей и усиливает выделение растением экссудата, второй блокирует иммунитет растения.

Сухие листки

Эти гены и способствуют ее распространению все дальше по садам и территориям. Размножившись в пестике, она распространяется по цветоножкам до цветоложа, вызывает некроз, усыхание цветков и плодов. А это резервуар бактерий в виде их капсул числом с 12 нулями. Висят эти сухие листики и плодики и ждут влаги, тепла и ползающих вредителей.

А теперь внимание.

4. Четвертая особенность эрвинии — в теплую влажную погоду она способна размножаться в каплях воды!

Миллионы миллионов капсул спящей эрвинии за считанные дни благоприятной погоды превращаются в миллиарды миллиардов. Ни одна цикадка, ни одна тля или плодожорка не останется без инфекции, если на нее попадет такая капля. И все они пойдут на молодые, отрастающие весной побеги подкормиться соком и через тонкую нежную весеннюю кору помогут эрвинии проникнуть в сосуды. Даже ползающие по молодым приростам муравьи будут переносить эрвинию в теплое и влажное дождливое лето. Сильный ветер хлещет веткой об ветку и вызывает ранки, также град, садовод с секатором в это время — все способствует проникновению огромных масс бактерий в сосуды.

Сочится гной
Сочится «гной»

Июнь–июль всегда теплый и влажный. Эрвиния начинает вторую волну размножения в сосудах тонких молодых побегов. Достигнув нужной численности, бактерия включает гены, выделяет токсины, и в одну ночь вдруг одновременно на тысячах деревьев чернеют тонкие молодые веточки. Как будто деревья опалили огнем.

При этом у нее начинают работать жгутики, и она передвигается по сосудам не только с током соков, но и против движения сока. Чем моложе дерево, тем быстрей. В жаркую погоду она может поразить всё полутора–двухметровое дерево от кончика листьев до корня за 3 недели. При этом почти все современные интенсивные сорта яблонь и груш не имеют к эрвинии иммунитета.

5. Пятая особенность эрвинии — способность вступать в симбиоз с другими бактериями, а в последующем и грибами

Эрвиния не может жить на листе и коре дерева, а сиреневая псевдомона может. И все они способны производить экссудат на поверхности листа, плода и молодой коры. Например, пятнам парши всегда предшествует появление на листьях хорошо заметных светлых, хлоротических, маслянистых пятен, являющихся характерным признаком для бактериоза, а уж затем гриб парши, гриб монилии, гриб черного рака, гриб цитоспоры, размножившись в этой слизи, вырабатывают ферменты, убивающие защитный слой листа и коры. Затем вместе с грибом, в содружестве с псевдомоной, эрвиния доходит до сосудов растения. Хотя чаще она попадает в сосуды на хоботке сосущих вредителей.

Гибель ветвей

В некоторых садах, особенно на севере, именно псевдомона способна вызывать кристаллизацию воды в коре даже при небольших заморозках и приводить к трещинам на коре. За это эрвиния очень любит псевдомону и дружит с ней.

Садовод видит молниеносную вспышку (по-научному – эпифитотию) парши на листьях, монилиоза на плодах и цветах (засыхание соцветий и плодовых веточек), вспышку цитоспороза с кольцевыми поражениями коры – и борется только с грибами. Или видит эпифитотию бактериального ожога – и борется с эрвинией. Но на самом деле это всегда симбиоз местных грибов и залетных бактерий.
Поэтому современные органические фунгициды, в чистом виде подавляя грибы (включая сапрофиты и симбионты), усиливают бактерию, а антибиотики, подавляя бактерии (включая полезные симбионтные), усиливают развитие грибов.

Классика

Вот мы и подошли к главному принципу лечения болезней сада.

Все как в медицине

Вначале надо убить вредные бактерии и грибы, используя комплекс комбинированных фунгицидов и антибиотиков, а затем заселить сад полезной микрофлорой.

Узнав о ключиках, о секретах эрвинии, будем бороться с ней последовательно, по уму. Это крупные садоводческие предприятия могут применять только разрешенные промышленные пестициды и антибиотики строго по схемам. А мы в своем саду, спасая свое любимое деревце от эрвинии, залетевшей к нам из колхозного сада, имеем моральное право использовать «любые запрещенные приемы» для борьбы с иностранной террористкой, проникшей на нашу территорию.

Еще пример усыхания ветвей

Почему эрвиния возникла и обзавелась смертельными генами на юге США?.. Потому что там на больших площадях промышленные сады. Тысячи односортовых промышленных посадок привиты на клоновые подвои. Клоновые подвои – это обязательно вирусы, и не один, а вся группа вирусов, поражающих яблони и груши.

Вирусы – это всегда начало ослабления иммунитета дерева

На этом фоне при отсутствии естественных защищающих растение грибов и бактерий, которые убиваются пестицидами и минеральными удобрениями при любой интенсивной технологии, обязательно сапрофиты мутируют и становятся паразитами растений. После вирусов растение поражается псевдомонадами, затем грибами, и обязательно появляется эрвиния – мутант с особыми ферментами, способными за один сезон убить растение.

Поэтому мой совет садоводу: хотите, чтобы в ваш сад эрвиния прилетела первой — приобретите саженцы у перекупщиков с юга, привитые на дешевые, зараженные вирусами клоновые подвои, привейте в крону зараженные черенки, полученные от ненадежных продавцов, – и на ваши ослабленные растения прилетят все бактерии и грибы с округи, включая эрвинию, и ваши деревья погибнут первыми.

Груша

Я свой последний сад высадил по монастырскому методу. Семена от местной здоровой 'Антоновки' и 'Аниса' высаживал в землю на постоянное место и на них прививал оздоровленные, без вирусов, черенки. Вот уже 15 лет саду, а бактериальные и тяжелые грибковые болезни мой сад обходят стороной.

Лечение. Препараты

В округе появилась эрвиния-американка, у вас в прошлом году несколько веточек на грушах почернело. С чего начинать?

Ключевое звено — это две недели весны, от сокодвижения до цветения.

Поищите на своих деревьях: нет ли трещин на коре, откуда сочится сок, и не сочится ли белый вязкий экссудат. Зачистите трещину от грубой коры и наложите повязку с антисептиком. Я в век суперэффективных антибиотиков не советую применять для лечения препараты меди и другие дезинфицирующие вещества из прошлого и позапрошлого века

Растворите таблетку Офлоксацина в литре воды, смочите кусок марли, приложите на очищенную рану, накройте полоской стретч-пленки и чем-нибудь эту пленку закрепите. Медный купоросостановит развитие эрвинии, но ее не убьёт. Офлоксацин – более сильный бактерицид для всей группы грамотрицательных бактерий, проникнет глубоко в ткани и убьет практически всю инфекцию.

Еще случай...

Можно не позже, чем за 10 дней до цветения опрыскать все дерево Офлоксацином — 2 таблетки на ведро. Можно опрыскать хотя бы препаратами меди или цинка, хлорокисью меди или цинебом. Но качественным. И забудьте о старинной бордоской жидкости или медном купоросе, они очень токсичны для растения. Хлорокись меди в десятки раз эффективней и менее токсична для тканей дерева. Жаль, она не проникает в ткани дерева на большую глубину, но инфекцию сверху подавит, мухи и пчелы на своих лапках ее носить не будут.

Набухли бутоны, осталось пару дней до массового цветения...

Надо лечить не дерево, а обеззараживать пчел и мух

Стандарт — это опрыскивать дерево антибиотиком, начиная именно с этого времени. Во всем мире применяют стрептомицин в смеси с тетрациклином. Или более современный касугамицин. У нас не хуже Фитолавин. Добавка тетрациклина нужна, так как он на 100% предотвращает выработку устойчивости эрвинии к стрептомицину.

Тетрациклин и стрептомицин применяют в промышленных садах, потому что они очень дешевы. Легко наладить их производство.  Но современные медицинские антибиотики, конечно, более эффективны. Стрептомицин разрушается за несколько дней и плохо проникает в ткани дерева. В сосуды не попадает.

Я бы посоветовал использовать Ампициллин. В ткань растения проникнет глубоко, для пчел абсолютно не токсичен, на дереве держится дольше, флакон 1 грамм на ведро стоит 10 р.

Но есть маленький секрет, я его вычитал в монографиях ученых, лечивших бактериозы деревьев еще в 60 годы. Они пенициллиновыми антибиотиками опрыскивали деревья за несколько дней до цветения. Добавляли на ведро стакан сахара и ложку меда вместо синтетического прилипателя. Пчелы и мухи при избытке такой подкормки полностью отказывались от «гноя», выделяемого эрвинией, а питались только сахарно-медовым сиропом с пенициллином. Даже случайные бактерии эрвинии, попадая на пчелу, перепачканную антибиотиком, быстро гибли. Перенос эрвинии на пестик распустившихся цветков не происходил. Эрвиния в период цветения не смогла увеличивать свою численность в миллионы раз, эпидемический процесс прерывался в самом начале.

Источник ➝