Фигурная стрижка деревьев и кустарников: секреты мастерства

Во всем мире множество людей увлекается садоводством, и потому интерес к фигурной стрижке деревьев и кустарников растет с каждым годом. Topiaria, что в переводе означает "садоводческое искусство" – это создание декоративных форм растений путем художественной стрижки и обрезки.

Далеко не каждому садовнику под силу создать из дерева арт-объект. Это искусство требует определенных навыков, знаний, художественного вкуса и огромного терпения.

Владимир Ляпчев

Владимир Ляпчев профессионально занимается фигурной стрижкой деревьев и кустарников с 2005 года, проводит консультации и мастер-классы, создает из деревьев садово-парковые скульптуры, гармоничные ландшафтные композиции. Оригинальные работы мастера можно увидеть на его сайте, в Инстаграм, в социальной сети ВКонтакте.

Владимир, с чего началось ваше увлечение топиарным искусством?


Мой приход в профессию был нестандартным. Обычно ведь как бывает: человек был увлечен садоводством или рисованием, скульптурой, а потом пришел в "топиарку". Да, я хорошо рисую, в молодости даже зарабатывал этим деньги. Но не в этом суть. По первому образованию я учитель истории, закончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина. По второму высшему – экономист.

Кем только не работал! В трудовой книжке больше десятка записей: от директора до дворника. Вместе со всей страной переживал и очень тяжелые времена.

В начале двухтысячных младшему сыну пора было в садик, а мест не хватало. Кому-то из семьи надо было устроиться в детсад, чтобы ребенка туда взяли. Так я стал дворником-сторожем в одном из детсадов города Тольятти. Там впервые начал ухаживать за древесными растениями и стричь кусты, которые до меня уже сформировал мой коллега. Мне понравилось это занятие, стало получаться все лучше и лучше. Потом я сел и хорошо обдумал, прописал новый бизнес. Практически сразу это все дало результат. Я начал получать заказы и вскоре сделал топиарное искусство своей профессией.

 

Владимир Ляпчев

 

Сейчас я уже более 16 лет зарабатываю деньги только фигурной стрижкой деревьев и кустарников. Все это время я развиваюсь как мастер, как художник в широком смысле этого слова. Конечно, я постоянно занимаюсь и занимался самообразованием. В ландшафтной школе я отучился еще на раннем этапе, много читал специальной литературы. Книги по обрезке и стрижке выискивал где только можно. Перерывал интернет, общался с ландшафтниками. А еще больше работал, анализировал свой опыт.

Сейчас я создаю собственные технологии, ставлю эксперименты, иду ни на кого не похожим творческим путем, разрабатываю проекты своих собственных инновационных ландшафтов. Занимаюсь обучением. Провел уже более 50 мастер-классов. Они очень востребованы, поскольку о топиарном искусстве в средней полосе реально негде почитать. Литература в основном европейская, в нашем климате она применима с большими оговорками именно из-за разницы в климате. В вузах нет ни курсов, ни предметов, ни лекций… Практически нет ничего именно в условиях средней полосы. В дальнейшем планирую уделять больше времени обучению.

 

Владимир Ляпчев

 


С какими видами растений вам больше всего нравится работать?


Вы, наверное, предполагаете, что я назову какие-то отдельные виды? Ну, нет! Мне нравятся все древесные растения, иначе я бы не занимался своим делом. А работать я предпочитаю с теми деревьями и кустарниками, в которых я увидел художественный потенциал. Когда понимаю, что могу сотворить шедевр. И конечно же, люблю работать с растениями, которые не болеют, дают хорошие приросты. С экзотами не работаю. Это совсем другое направление садоводства, ближе к коллекционированию. Меня интересует сильный, устойчивый, живучий материал.


Чем отличается стрижка от обрезки?


Стрижка и обрезка – это две разные операции. Стрижка – удаление периферийного слоя кроны (зеленой массы) с помощью садовых ножниц или кустореза. Обрезка – удаление отдельных ветвей в строго определенных местах. Обрезка выполняется секатором, сучкорезом или пилой, в зависимости от толщины удаляемой ветви. Для обрезки и стрижки существуют свои сроки, свои правила. Я еще использую такое понятие – арт-обрезка. В отличие от обрезки обычной, которая выполняется с утилитарной целью, арт-обрезка – это инструмент для создания произведений искусства из живых деревьев. Точно так же бывает просто стрижка для уменьшения размеров растения или для загущения кроны, а бывает фигурная – для создания новой формы, фигуры, имеющей художественную ценность.

 

Владимир Ляпчев

 


Какие формы пользуются наибольшей популярностью в средней полосе?


У нас в стране популярны самые разные геометрические фигуры. Мода на сады в регулярном стиле не проходит уже тысячелетия. Просто если раньше уход за топиарным садом могли позволить себе только состоятельные люди или какие-то организации, то сейчас – практически любой садовод. Причина в том, что в стране появился качественный и очень разнообразный садовый инструмент. Любые секаторы, ножницы, кусторезы, пилы… Все, что хотите, на любой вкус и кошелек. Почему бы сейчас не содержать кусты или живую изгородь в виде шаров или других фигур? Купил кусторез и стриги себе на здоровье. Было бы желание.

 

Владимир Ляпчев

 

Популярны также и сады в природном стиле, которые, кстати, тоже не обходятся без стрижки и обрезки. В последнее время в ландшафтном дизайне встречаются садовые деревья в японском стиле, типа ниваки или гартенбонсай. Их продают в садовых центрах уже в готовом виде. Но они также требуют регулярного ухода, стрижки и обрезки. Я формирую деревья в собственном авторском стиле, не копируя европейцев или японцев. И на такие деревья тоже есть спрос!

 

Владимир Ляпчев

 


Каждая ваша работа – просто шедевр! Сады выглядят гармонично и стильно. Как рождаются идеи и как вы прорабатываете композицию, приступая к работе над объектом?


Чаще всего мне приходится работать в уже сложившихся ландшафтах. То есть, как правило, я не занимаюсь пересадками или досаживанием растений. Но в старых садах особенно ярко видно, каким мощным преобразующим инструментом является топиарное искусство. Только с помощью обрезки и стрижки я могу полностью изменить стиль сада (рестайлинг), видоизменить пространство, перенести акценты. Сад буквально создается заново, хотя все деревья и дорожки остаются на своих местах. Но это занимает время. Даже если мы начинаем формировать уже большое дерево или взрослый кустарник, проходит несколько лет, прежде чем форма приобретет законченный вид. Мой материал – живые существа, поэтому от того, как они будут себя чувствовать, насколько хорошо расти, тоже зависит конечный результат.

Мне также интересно делать ландшафты с нуля. Я разрабатываю свои подходы к созданию садов, приватных территорий. Откуда приходит вдохновение? Конечно же, от природы. Много впечатлений от пейзажей я получаю в поездках по миру, по родной стране. Не для красного словца, реально, природа – источник вдохновения. Какую форму выбрать для того или иного экземпляра, решается по совокупности факторов. В том числе выбор формы зависит от габитуса растения, от стиля сада, от пожеланий заказчика и моей интуиции.

 

Владимир Ляпчев

Композиция «Два храма»

 


А бывает ли такое, что идея создания какой-то композиции рождается у владельца сада, но растения не подходят для реализации? 


Бывает, конечно, поэтому и приглашается профессионал. Я всегда сразу говорю, что можно сделать, а чего не стоит. Иногда даже отговариваю заказчика от обрезки или стрижки, если и так все красиво. Бывает также, что идеи владельца сада мне неинтересны. И тогда я от заказа вежливо отказываюсь.

 

Владимир Ляпчев

 


Многие садоводы боятся состригать лишние ветви, обрезать верхушки, опасаются испортить форму… Какие растения легко прощают ошибки неопытных мастеров? На чем можно потренироваться новичку?


И правильно боятся! Растения – живые. Не по-людски их кромсать без толку и смысла, без гарантий того, что они будут жить дальше. Это с одной стороны. А с другой, в садоводстве вообще очень много мифов, суеверий, граничащих с мракобесием. Например, про макушки. Очень живучий миф, что без макушки дерево перестанет расти и погибнет. Откуда он взялся, понятия не имею. Самой природой, миллионами лет эволюции у деревьев заложена как способность расти вверх, так и способность замещать отломанную верхушку новыми побегами.

За свою 16-летнюю практику я убирал верхушки деревьев тысячи раз. Реакция дерева на эту операцию одна: оно старается выпустить один или несколько побегов-заместителей. Конечно же, важно соблюдать баланс. Я как опытный мастер могу сходу решить, на какую высоту можно снизить то или иное дерево. И иногда убираю сразу много. Неопытному человеку лучше начинать с малого, срезать тонкую макушку и избегать больших срезов.

 

Владимир Ляпчев

Живые изгороди из туи западной

 

Страхи и неуверенность очень хорошо снимаются на мастер-классах. Я это вижу каждый раз. У людей загораются глаза, они начинают так щелкать ножницами и секаторами, что не оттащишь от растения. Когда мы понимаем, что надо делать, а чего не надо, тогда и рука берет столько, сколько нужно. На чем потренироваться, и какие растения прощают неопытность садовода, отвечу так: начинать надо с тех растений, которые в данном регионе, на данном участке отлично растут. Старайтесь выбирать лесообразующие породы в данной местности. Смотрите, какие экземпляры дают хорошие приросты, не болеют, не чахнут. Только с такими можно работать.

 

Владимир Ляпчев

Топиар «Принц», можжевельник скальный. Топиар «Сон», ель колючая Glauca globosa

 


Каким инструментом вы работаете, и что из вашего арсенала подойдет для начинающих мастеров? 


У меня просто огромное количество инструментов. Слишком долго, да наверное, и ни к чему рассказывать обо всем моем арсенале. В любом саду опытному или начинающему садоводу для работы с древесными растениями необходимы: секатор, садовые ножницы и садовая пила. Секаторы служат для обрезки ветвей до 2 см в диаметре, ножницы – для стрижки, садовая пила – для обрезки ветвей толще 2 см. Можно еще посоветовать купить сучкорез для обрезки ветвей 3-4 см в диаметре. Он очень ускоряет и упрощает работу.

Насчет конкретных марок и производителей советовать не буду. Главное, чтобы инструмент удобно лежал в руке, был острым и чистым. Только так можно сделать правильный срез, который потом хорошо затянется. Некоторые путают садовую и столярную пилы. Столярная предназначена для мертвой древесины, а садовая – для живой. Естественно, для спила живых веток надо использовать именно садовую пилу.

 

Инструмент садовника

Минимальный набор садовника

 


Нужно ли подкармливать растения до и после стрижки и чем?


Подкармливать растения надо в соответствии с сезоном: неважно, есть стрижка или нет. Я советую не стричь и не обрезать растения в экстремальных погодных условиях, например, когда стоит жара, засуха, идут сильные дожди, дует сильный ветер. Полить растение после стрижки, конечно, можно, если почва сухая. Для хвойных хорошо устраивать дождевание на крону. То есть полить, как из душа, все дерево.

 

Владимир Ляпчев

 


Какие рекомендации вы обычно даете обладателям садов после обрезки и стрижки? Обучаете ли вы хозяев последующему уходу за стрижеными формами?


Самое главное, что должны усвоить владельцы садов: если вы начали стричь и обрезать, это придется делать и дальше, чтобы сохранить формы. Поддерживающие стрижки хвойных растений надо проводить один-два раза за сезон, лиственных – до пяти-шести раз, в зависимости от вида.

Заказчиков у меня много, поэтому я физически не могу работать в одном саду долгое время. И меня вполне устраивает, если поддерживающие стрижки будет выполнять сам владелец сада или его садовник. Конечно, по желанию я обучаю уходу. Тем более, что это, как правило, в удовольствие: выйти в сад и пощелкать ножницами, поработать с секатором, подышать фитонцидами. Периодически необходимо, чтобы я корректировал форму. На некоторые участки я приезжаю раз в год или в два, чтобы создать что-то новое или откорректировать старые формы.

 

Владимир Ляпчев

 


Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать мастер топиарного искусства?


Если честно, никогда об это мне задумывался. Любить сады, растения, природу – это, наверное, для всех актуально. Иметь точный глазомер, художественный вкус. Быть в хорошей физической форме, поскольку топиарное искусство – это, прежде всего, тяжелый физический труд. Иметь вагон терпения! Это необходимое качество для работы с деревьями, которые живут совсем в другом ритме.

Подождать лет пять до получения результата – для меня это норма, это несложно, а у некоторых людей вызывает нервный смешок, потому что обычно заказчики хотят всего и сразу, причем даже не завтра, а еще вчера. Да, надо уметь договариваться с заказчиками, чувствовать людей, понимать их зону комфорта, их запросы, их менталитет, вкус, жизненный уклад и учитывать это все при создании сада, ландшафтной композиции или отдельного арт-объекта. Договариваться с людьми сложнее, чем с растениями. И еще раз повторюсь: было бы желание, а научиться можно всему!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх